Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Л., которой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л., которой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только "похоже" на неё — от эгоистического "влечения", или "предпочтения", или "интереса".
Разработанная терминология различных типов Л. существовала в древнегреческом языке.
"Эрос" — это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет "снизу вверх" и не оставляющая места для жалости или снисхождения.
"Филиа" — это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором.
"Сторгэ" — это Л.-нежность, особенно семейная,
"агапэ" — жертвенная и снисходящая Л. "к ближнему".
Другая линия античной философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге "Пир" чувственную влюблённость и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л., предмет которой — абсолютное Благо и абсолютная Красота (отсюда упрощённое житейское выражение "платоническая Л."). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об "эротичном" пути к абсолюту типологически сопоставима с индийской мистической доктриной о "бхакти" — экстатичной Л., представляющей собой один из 4 возможных путей просветления.
Отредактировано LediElena (2012-03-12 16:25:47)