Первое воскресенье Великого поста - "Торжество Православия". Название установлено в память о победе над ересью иконоборчества (учения, которое отрицало почитание икон). После литургии совершается особый чин, утверждающий не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
Иконопочитание являлось обычаем у первых христиан, вплоть до VIII века оставалось неприкосновенным. Но в 730 году византийский император Лев III Исавр запретил его. Православные почитатели икон, в особенности монахи, которые боролись за право изображать на иконах Иисуса Христа, Богоматерь, святых и молиться перед ними, подвергались серьёзнейшим гонениям. Их заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Тысячи икон, равно как и фресок, мозаик, изваяний святых, были уничтожены. Считается, что по своей жестокости эти гонения были сравнимы с гонениями на христиан языческих императоров Диоклетиана и Нерона. Только в 843 году в Константинополе по инициативе царицы Феодоры был созван Собор для восстановления почитания икон в Церкви. Собор осудил иконоборцев как еретиков.
А после завершения Собора, в первое воскресенье Великого поста – 19 февраля в 843 году, состоялось особое торжество. Так и появился особый чин, называемый «Торжество Православия». В этот день празднуется победа и торжество Православной церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
До 1917 года читался в этот день чин анафематствования ( «отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств», которое применяется в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения и провозглашается соборно. Под тяжкими прегрешениями имеется в виду прежде всего измена Православию и уклонение в ересь или раскол). Сурово, но справедливо.
В России сначала в список подвергшихся анафеме входили гос. преступники (С.Разин, Е. Пугачев), в последствии только еретики.
Еще известные имена- протопоп Аввакум, Лев Толстой. В новое время - гонители РПЦ, из современных отлучены от Церкви Филарет, назвавший себя патриархом Киевским, Глеб Якунин...
Подробно про анафему можно посмотреть здесь и сам чин анафематствования