Каналы восприятия. Кинестетик, аудиал, визуал
Так уж устроен человек, что у него всего три канала (или модальности) для восприятия и обработки поступающей извне информации: визуальный, то есть зрительный, аудиальный (слуховой) и кинестетический (через движение, чувственное восприятие). При этом в подавляющем большинстве случаев только один из них является ведущим, то есть определяющим излюбленный способ человека общаться с миром.
Каналы восприятия
Визуалы
Про людей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают. Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно — ведь именно ею они пользуются чаше всего. Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко. Такой человек даже в речи часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например, он говорит: я хорошо вижу эту проблему; я смотрю на этот вопрос шире — и так далее. В комнате визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причем и свой, и чужой. Они тщательно продумывают интерьер своего жилища, а вид пиши иногда значит для них больше, чем ее вкус. При общении эти люди очень четко держат дистанцию, не оттого, что опасаются близости, а потому, что собеседника обязательно должно быть хорошо видно. Неудивительно, что подавляющее число художников, дизайнеров (от компьютерных до ландшафтных) относятся к визуалам.
Аудиалы
Люди, предпочитающие слуховой канал, все делают через звук: слушают, говорят, размышляют. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием. В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны. Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: Перестань скрипеть; Я услышал твою проблему. К внешности, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца. А бубняший звук включенного телевизора за стеной может довести до белого каления. Аудиалы часто становятся музыкантами, певцами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи.
Кинестетики
Кинестетики — это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Как ни странно, но инструментом для обработки информации и принятия решении для них служит интуиция. Они слушают свои внутренние ощущения, подчиняются им и часто поступают безошибочно. Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная — им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Если визави при разговоре крутит вашу пуговицу и то и дело прикасается к вашему плечу, не удивляйтесь и не злитесь — просто он кинестетик. Любые прикосновения несут для кинестетиков переизбыток информации, и поэтому в быту такие люди крайне внимательны и чувствительны к комфорту, вкусной еде и приятным запахам. Принцесса на горошине из одноименной сказки — вот яркий пример типичного кинестетика. Людей этого типа можно узнать и по весьма характерной манере говорить, например, «когда я вижу этого человека, у меня мурашки бегут по коже». Вообше же любимое слово кинестетика — чувствую, его они употребляют к месту и не к месту. Кинестетики обожают все. что дает им сильные телесные ощущения — спорт, танцы, секс. Что же касается профессиональных предпочтений, то кинестетиков много среди циркачей, танцоров, массажистов.
К сожалению, жизнь наша устроена так, что заниматься гармоничным развитием всех воспринимающих каналов нам некогда и у каждого отдельного человека в силу каких-то причин ведущим становится только один канал из трех, реже — два. Доминирующая модальность формируется достаточно рано и сохраняется чаще всего на всю жизнь. На выбор канала могут влиять самые разные обстоятельства — от воспитания и культурных стереотипов до генетической предрасположенности и физических особенностей. Между тем знать свою собственную доминирующую модальность, равно как и модальность своих близких, очень важно. Потому что между людьми разных модальностей очень часто возникают серьезные коммуникативные проблемы.
Представьте себе, например, общение мужа-кинестетика и жены-визуала. Женщина может из кожи вон лезть, украшая праздничный стол цветами и свечами, а муж этого не заметит, так же как не заметит новой прически или замечательного наряда супруги. Зато он будет таять от ее поцелуев. А начальника-аудиала без толку засыпать бизнес-планами, любую проблему с ним надо решать в личной беседе.