над мойрами еще Ананка- неотвратимость стояла..
Разве есть что-нибудь в мире превыше, чем воля Зевса? Разве не все в его власти? Разве есть предел могуществу его? Он видит все. Он все знает. Он — царь над царями и повелитель богов.
И все же есть предел могуществу Зевса. Есть черта, за которой кончается власть владыки Олимпа. Есть сила превыше его силы. Сила эта — Предопределение, имя ее — Ананке-Неотвратимость. Никто не видел ее грозного неумолимого лика. Где она обитает, — никто не ведает. Мудрецы говорят, что она вращает ось мира, и от нее зависит судьба и богов и людей. Можно лишь смиренно склониться перед неотвратимой Ананке и подчиниться ей. Нет такой силы, которая смогла бы изменить что-нибудь в том, что предназначено и богам, и смертным.
Судьба мира — в руках Ананке. Судьбы людские — в руках мойр, трех ее дочерей1. В недоступной человеческому взору потаенной пещере восседают они, и вершат свою предвечную работу. Когда рождается человек, первая, Клото, извлекает из пряжи нить его жизни. Вторая, Лахесис, соединяет нить эту с другими, то золотыми, то черными. Жужжит веретено, тянется жизнь человеческая чрез горести, через радости — пока третья, Атропос, своими ножницами не обрежет нить. Тогда наступает смерть человека.
Таинственна эта работа. Лишь Гея-Земля, мать всего сущего, знает о ней, да Аполлон, с тех пор, как основал он свой оракул в Дельфах. Через него и люди могут узнать о своей грядущей судьбе. Случается, однако, что мойры сами являются к людям с предостережением. А происходит это так. На третью ночь после рождения ребенка они незримо приходят в дом, становятся над колыбелью младенца и предсказывают ему все, что должно с ним случится в жизни. Вот тогда их и можно увидеть, если, конечно, мойры сами того пожелают.