Про ответственность.
Где брать и куда нести ответственность?
Главная проблема музыки в России — не воры-директора,
Главная проблема музыки в России — не саунд-продюсера,
Главная проблема музыки в России — не попы и не менты,
Главная проблема музыки в России — это лично ТЫ.
Захар Май "Главная проблема"
Наткнуться на призыв взять на себя ответственность можно сейчас на каждом шагу.
Словно недостаточно того, что ее постоянно ждут от нас в семье и на работе, теперь о ней говорят еще и в разнообразной литературе по успешности, упоминают в техниках работы над собой, и вообще, разве что на заборах не пишут.
Мол, вы зачем-то должны прежде всего принять ответственность за всё, что с вами происходит. Только так вы сможете что-то изменить.
От себя добавлю, что именно на этом этапе у большинства обычно происходит главный затык, из-за которого не работает множество отличных действенных методик. Хотя мы, вроде бы, изо всех сил пытаемся эту самую ответственность на себя взять.
Что же это, в конце концов, значит - брать ответственность? Что им всем-то надо-то от нас?
Давайте раз и навсегда разберемся, что имеют в виду многочисленные авторы.
Начнем с того, как мы привыкли подходить к ответственности и что под этим понимать.
А привыкли мы подходить к ней, как к чему-то внешнему. К тому, что можно взять на себя, можно переложить другого, или даже поделить. "Поровну" или "по-честному".
Всё это верно в случае, если речь идет об ответственности формальной. Официальной, так сказать. О служебной ответственности за какие-то мероприятия. Материальной ответственности за конкретные объекты. Юридической ответственности, наконец. То есть там, где четко оговорены условия, риски и взыскания.
Здесь-то и кроется тонкость. Ибо к той ответственности, о которой ведут речь вышеупомянутые книги и методики, всё это имеет крайне мало отношения.
Поэтому при попытке подойти к личной внутренней ответственности, как к ответственности формальной, начинается обычно черт знает что.
А именно - поиск способов заменить критерии формальной ответственности (те самые условия, риски, взыскания и т.п.) чем-то таким личным, что можно было бы предъявить и продемонстрировать себе и окружающим взамен официальных "аналогов".
Получаем повышенную напряженность, нервозность, пафосно-серьезную физиономию, в особо тяжелых случаях - разрывание рубахи на груди при мысли о мере и глубине своей "ответственности".
А если что-то пошло не так, как задумывалось, нас настигает чувство вины. Сопровождаемое твердым решением исправлять всё самостоятельно, никого не прося о помощи, пусть даже путем нечеловеческих усилий. Либо смириться и страдать. Единолично. И всячески себя казнить. Ведь это на нас тяжким грузом лежит великая ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Вы уже смеетесь, да?.. Забавные игры, верно? И самое смешное в них - полное отсутствие практической пользы. Они никому ни для чего не нужны. Даже вам.
Но ведь именно так большинство из нас ответственность за происходящее себе и представляет. И ничего более внятного в это слово, чаще всего, не вкладывает.
За "ответственность" принимается мания контроля, чувство вины, повышенная тревожность. Что угодно, кроме, собственно, самой ответственности.
Так вот. На деле, как это обычно и бывает, всё намного проще. Гораздо.
Вообразите, что вы сидите в водительском кресле несущегося на скорости автомобиля. И раздумываете - принять ли руль? Или поделить его с водителями других машин и пешеходами? А может, вообще отказаться от него? Как правильно поступить? Взять на себя управление или не брать?
Какой бы выбор вы ни сделали - на ком сейчас управление автомобилем? Правильно, на вас. Изменится что-то от того, решите вы его принять или откажетесь? Совершенно верно, только результат поездки. Но за рулем всё равно будете вы. Хоть глаза закройте, хоть вообще отвернитесь. Больше-то нет никого.
Думаю, вы меня поняли. Ответственность за происходящее, конечно же, нельзя взять или сложить. Невозможно принять ответственность или отказаться от нее. Ответственность нельзя поделить на части. Нет у нее никаких частей. А если бы и были, толку от них было бы столько же, сколько от обломков руля, получившихся после его "деления на части". Она вся полностью на тебе. Всегда. В любой ситуации.
Вдумайтесь в это, не пытаясь привычно искать в тут аллегорий и иносказаний. Это следует понимать буквально. ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ - ДЕЛАЕШЬ ТЫ САМ. Точка.
Другой вопрос - насколько осознанно ты это делаешь.
Если крутить руль с закрытыми глазами - и правда сложно понять, что это ты сам и свернул в сторону столба, а не "судьба занесла", или вредный столб внезапно вырос, где не следовало. Ты же не видел. Бум - и всё. Обстоятельства суровой действительности больно стукнули прямо в лоб. Что ж, такова жизнь, иногда бьет. Попеняем на ее несправедливость, поругаем подлые столбы, а потом пойдем и помолимся за улучшение - богу, мирозданию, подсознанию, вселенной, природе или еще какой неведомой хуйне.
Ведь и правда, так гораздо спокойнее. Разве лучше винить во всем себя?
Зачем нужно брать на себя ответственность?
— А когда вы поняли, что вы - Бог?
— Ну, я молился и вдруг понял, что говорю сам с собой!
Доля шутки
Да и зачем, собственно, нам считать, что все зависит от нас? Против реальности-то ведь не попрешь? К чему тогда эта нелепая самоуверенность?
А к тому, дорогие мои, что как мы думаем - так мы и живем.
И пусть даже философы назовут этот универсальный закон "субъективным идеализмом", а знатоки психологии скажут, что это - лишь способ справиться с экзистенциальным страхом свободы и невозможностью полного контроля. Или даже язвительно заметят, что ничто так не излечивает от солипсизма, как приложенный к животу утюг. Нам от этих теоретиков толку мало.
Важно то, что тут имеет место своеобразная рекурсия. И если ты веришь, что это работает так - это работает так. И твой жизненный путь будет бессознательно выстраиваться именно таким образом, чтобы подтверждать эту установку. А ведь это нам и нужно, верно?
Дело же совсем не в том, насколько "объективно" то или иное верование. Главное, какую пользу оно нам приносит с функциональной точки зрения, как инструмент.
Мы ведь не таскаем с собой комплект инструментов постоянно. Тем более, нам не покажется разумным прирастать к ним частями собственного тела.
Точно так же не стоит цепляться за свои убеждения. Но раз уж их всё равно приходится иметь, так не лучше ли, чтобы твоим убеждением о том, как устроен мир, было убеждение, что его устройство зависит исключительно от тебя? Пользоваться этим инструментом сначала может быть непривычно, но именно он даёт самые широкие возможности.
Вернемся к транспортным примерам. Очень уж это наглядно.
Давайте шутки ради вообразим, что уверены, будто движение автомобилей является объективным явлением, никак от человека не зависящим.
Предположим, мы считаем, что автомобили ездят по улицам сами по себе. А если за рулем и сидят какие-то люди - то к движению машины это отношения не имеет. Что они там делают и как это связано с тем что авто едет в том или ином направлении, мы не задумываемся. Потому, что объективное явление же. Данность. Так устроен мир, и этим всё сказано.
Представили?..
Теперь вся наша власть над собственными транспортными перемещениями ограничивается исключительно возможностью сесть в чей-то автомобиль, чтоб он куда-то нас довез. Нам и в голову не придет, что машиной можно управлять, что это - в нашей власти, и мы даже можем сами купить "тачку", научиться её водить, и ездить, куда и как захотим.
При таких взглядах мы даже не станем думать, что этому можно научиться, ибо просто не полагаем такое возможным. Именно так относится человек к той области, которую он считает "объективной реальностью", "не зависящими от него внешними факторами". Он ни то, что не сядет этим управлять - он даже не предполагает, что управлять вообще возможно, не верит в это.
В самом деле, не признав того, что ты и только ты являешься не просто объектом, а еще и причиной происходящего, ты никак не сможешь взять бразды правления собственной жизнью в свои руки. Ведь только зная, что руль находится в твоих руках, можно начать учиться рулить сознательно.
Пребывая в убежденности, что тебе не подчиняются собственные ноги, никогда не сможешь дойти в желаемое место. А если не верить, что тебе подвластна остальная "вселенная" - даже не попытаешься найти способ повернуть ее в нужном направлении.
В отличие от подхода "как устроен мир?", подход в контексте "как Я это делаю?" открывает возможность истинной власти над судьбой. Не дает ее, а именно открывает возможность, заметьте. Которая при традиционном походе просто заперта наглухо. А мы - закованы в рамки собственных представлений о том, что возможно, а что - нет, и фактически беспомощны.
Ведь все, что ты в сознании выдвигаешь за границы собственных возможностей - естественно окажется не в твоей власти. А то, что ты в мыслях своих помещаешь в зону собственной "компетентности" - рано или поздно там и окажется в жизни.
Поэтому, чем более широко простирается твое осознание собственного влияния на свою жизнь - тем большей потенциальной властью над ней ты обладаешь.Разница примерно такая, как находиться у кого-то на иждивении либо обеспечиваешь себя самому.
Ответственность можно лишь осознать либо отказывать самому себе в ее осознании. И во втором случае мы выглядим так, словно идем с закрытыми глазами, не зная точно - куда, а когда периодически спотыкаемся, падаем и расшибаем лоб - списываем это на окружающих, "устройство жизни" и "объективные обстоятельства". На так называемую "реальность".
В психологии это называется положением локуса контроля. Впрочем, последнее, с практической точки зрения, вам запоминать совершенно необязательно.
Кстати, слово "осознать" промелькнуло тут не случайно. Сознание ответственности, то есть того, что именно ты сам, а не кто-либо другой, создаешь причинно-следственные связи для происходящего, как раз и принято называть осознанностью в самом широком смысле этого слова, включая разнообразные эзотерические трактовки.
Почему принять ответственность так трудно?
Просыпается солипсист в жестоком похмелье,
а вокруг, понятно, ничего нет.
Макс Фрай "Простые волшебные вещи"
Теперь о том, почему со взятием ответственности возникает столько трудностей.
Безусловно, людям не случайно свойственно видеть под словами "принять на себя ответственность", что угодно, кроме самой прямой и очевидной трактовки. Согласиться с ней порой очень нелегко.
Во-первых, при мысли о том, чтобы взять на себя полную ответственность за всё, нам почему-то кажется, что тогда придется за что-то отвечать. И это пугает. Но помилуйте, перед кем? Ведь всю ответственность мы взяли исключительно на себя? Перед самим собой? У вас раздвоение личности?
Но главная помеха, конечно, в том, что брать ответственность - это больно. Ужасно неприятно бывает признавать, что всю свою текущую ситуацию, и всё, что происходило, всегда создавал только ты сам, а не кто-то, на кого можно было бы свалить вину. Обычно психика пытается защититься от этой правды всеми силами.
Иногда эти защиты даже поставлены в обществе на массовую основу. "Для удобства пользователя", так сказать.
Например, если вы вдруг не замечали, в западном обществе практически всех априори воспитывают так называемыми «объективными материалистами». Не спрашивая у детей о том, какие философские взгляды они предпочли бы исповедовать.
Конечно, спрашивать о таком ребенка было бы довольно странно. Но факт остается фактом. По аналогии с терминами «государственная религия» или «общественная мораль», объективный материализм можно смело назвать «общепринятой философией».
Иные способы взглянуть на ситуацию, как я уже говорил, получают клеймо "солипсизм", "субъективный идеализм" или еще какое-нибудь научное название, и объявляются "уходом от реальности", что, по общественному мнению, есть плохо и неправильно.
Поневоле вспоминается цитата из пелевинского "Чапаев и пустота":
"Конечно, есть беспроигрышный путь завершить любой спор, классифицировав собеседника, - ничего не стоит заявить, что все, к чему он клонит, прекрасно известно, называется так-то и так-то, а человеческая мысль уже давно ушла вперед. Но мне стыдно было уподобляться самодовольной курсистке, в промежутках между пистонами полиставшей философский учебник"
Впрочем, вопрос не в том, стыдно ли вам уподобляться самодовольной курсистке. Вопрос в том, действительно ли нашей целью является классификация и завершение какого-то «спора». Или мы все-таки хотим хорошо жить?
Перед теми, кто в итоге выбрал первое, должен извиниться, что такое коварное внешнее обстоятельство, как я, вынудило вас читать аж до этого места, чтобы в итоге сообщить, что никакой пользы от статьи вы не получите. По крайней мере, теперь можете перестать с чистой совестью.
Для тех, кто решил в пользу второго, поясню, что такой подход не является "солипсизмом", как и любой другой философской теорией. Потому, что он - вообще не теория, а сугубо практическое прикладное верование. Существенно более ресурсное, чем общепринятая вера в то, что наши возможности ограничены. Поскольку не подразумевает наличия ментальных барьеров в духе "это я могу, а вот это уже - не в моих силах/возможностях/власти/компетенции".
"Объективная реальность" - это то, что от нас не зависит. Это - абсолютно точное и полное определение данного термина, какие бы косвенные смыслы мы ему не придавали. Поэтому, принимая ее за основу своей картины мира, мы очерчиваем рамки собственных возможностей. То есть решаем для себя - вот этого я НЕ МОГУ. Никогда. Всё.
Тут имеет место воистину удивительный парадокс.
Ведь все, кто так стремится "не прогибаться под изменчивый мир" сражаются ни с чем иным, как с самими собой. С той частью себя, которую они сами решили признать недоступной для своего влияния.
Как и те, кто, напротив, пытается умело подстроиться под "действительность", опираясь на свои же установки - пытаются достичь успешности, выискивая лазейки в иллюзорном мире собственных же убеждений.
Дело не в том, какую философию вы исповедуете, и не в том, чтоб считать всю действительность субъективной. Сделать это - означало бы лишь сменить одну целостную незыблемую линейную картину мира на другую.
В диспутах о том, существуют другие люди и события помимо нас, или же, и впрямь, являются плодом нашего воображения, нет никакого толку. Продолжает ли "на самом деле" существовать эта чашка кофе, когда вы поворачиваете голову в другую сторону, либо сотворена только вашим сознанием? Да какая разница! Забудьте вообще про это ваше "на самом деле". Для наших задач это совершенно неважно. Поверьте мне. Это на самом деле неважно.
А важно то, что повлиять на всё, что с тобой происходит, в нужном тебе направлении все равно можешь только ты. А если ты пока не знаешь, как добиться той или иной "недостижимой" цели или справится с тем, что от тебя, якобы, "не зависит" - значит ты просто еще не нашел нужный рычаг и не научился им управлять.
Ведь только считая, что мы способны повлиять на ситуацию, мы и будем пытаться на нее повлиять. Или хотя бы учиться этому. Иначе - не станем и стараться, от нас ведь все равно ничего не зависит.
Поэтому давайте мы не будем ничего исповедовать. Ни материализма, ни идеализма, ни солипсизма, никакой конкретной философии (разве что, если только для забавы, по выходным, под одеялом). Мы просто будем действовать так, словно всё зависит от нас. Так, будто мы всё можем, только, возможно, в чем-то еще не разобрались, не умеем, не знаем как. Но, при необходимости, можем научиться. И будем учиться, если понадобится. Тогда всё и вправду станет зависеть от нас, и мы действительно все сможем.
Именно это и называется - брать на себя ответственность.
Из неверной трактовки идеи ответственности выросла масса совершенно пустых по сути, но сильно мешающих жить, иллюзий и мифов. Начиная с самого основного мифа - о том, что существуют некие универсальные "правильные" мнения, поведение, способы действий и решения каких бы то ни было вопросов.
Нет, друзья мои. Их не существует - не тратьте всю жизнь на попытки их понять и сформулировать, как это делает большинство. Этим вы лишь строите ограничения сами для себя, и ничего больше.
Есть довольно известный постулат, гласящий, что человек никогда не совершает никаких ошибок. Он всегда действует оптимальным образом исходя из той информации и возможностей, которые имеются у него на данный момент. Так вот, в контексте вышесказанного это становится не только понятным, а просто даже совершенно очевидным.
Если у вас получится понять, что никого, кроме вас самого, у вас, в сущности, нет, никогда не было и не будет, что всё, что происходит, происходит исключительно только для вас и ради вас, так как имеет значение сугубо по факту вашего восприятия и оценки оного - то вам удастся без диссонанса принять множество других, обычно болезненных, соображений.
Например, то, что ориентироваться и рассчитывать стоит только на самого себя, что судить себя по внешней оценке, сравнивать с кем-то или как-либо вообще самоутверждаться - верх бессмысленной траты сил, и тому подобное.
И начать искать и брать в окружающем мире то, что хочется и нравится, отказываясь от того, чего вы не хотите.
Если теперь мне не удалось вас убедить - дело ваше. Оставайтесь в мире, в котором от вас почти ничего не зависит и экзистенциальный страх свободы заставляет просыпаться по ночам в холодном поту или принимает гораздо более дикие формы компенсации, нежели предложенная мною в этой статье. Мире, где приходится постоянно искать отсутствующую "истину" и пытаться тщетно выяснить, как устроена жизнь "на самом деле", а в вопросах достижения желаемого решающий голос всегда не у вас, а у Его Величества Случая, будь он Фортуной или Фатумом.
взято отсюда